Крым за 5 дней

Едва прошла неделя с поездки во Францию. Я не успела ни окончательно прийти в себя, ни влиться в колею, ни почистить фотографии. Фактически был разобран только чемодан. И вот приглашение в пресс-тур по Крыму как гром среди ясного неба. Разумеется в хорошем смысле. Было всего два дня на сборы и завершение срочных дел. Поездка вышла очень насыщенная!

Тур был организован Федеральным агентством по туризму и Министерством курортов и туризма Республики Крым. Они в полном мере раскрыли глаза на этот полуостров. Я не ожидала увидеть такого разнообразия ландшафта. Остаться равнодушными попросту невозможно.

Перед тем, как советовать посетить какие-либо места, я задаю себе вопрос "Вернулась бы я сюда снова?". В отношении Крыма я также отвечаю "Да!". Меня удивила и покорила его история, такая разная и притягательная природа. Думаю, когда есть обе составляющие: горы и море - успех поездки гарантирован.

Севастополь

Первый день был наполнен новыми знакомствами. Мы заселились в отель "Песочная бухта", пообедали и отправились к морю. Была сырая погода, а значит все улитки вылезли из своих укрытий. Они были всюду, в том числе и на дорожках. Поэтому ходить стоило осторожно, дабы не раздавить бедняжек. Таких крупных улиток в жизни я вижу впервые. Поэтому сложно было перестать радоваться и восхищаться.
Вечером мы немного прогулялись по окрестностям, насладились туманным, но атмосферным видом с набережной и парочкой маков, встреченных вдоль дороги.

На следующий день у нас была обзорная экскурсия по Севастополю. Впечатления от города сильнее, если знаешь его историю. Невероятно героическую и кровавую. Меня поразило, что люди до сих пор находят следы Второй Мировой войны, копая землю на даче. Наш экскурсовод показывал личные находки - пули, часы немецкого солдата. Взяв в руки пули, невольно содрогаешься от мысли, что эти куски свинца пробивали тела людей. Город фактически стоит на костях и крови. В рассказах даже проскользнуло, что алые маки растут на земле, пропитанной кровью.

Прогулка по центру, помимо главных памятников, включала основные пункты: Графская пристань, Приморский бульвар. Город переполнен котами и их здесь очень любят, голодными не оставляют. Мне очень жаль, что в дороге я не успела заснять обвитые плющом и ветвями углы зданий, атмосферные входы в подземный город. Все-таки я люблю изучать города долгими пешими прогулками.

Набережная Приморского бульвара встретила мощными волнами и вновь туманным горизонтом. Я люблю такую атмосферу. Удивил момент с местной растительностью. Здесь стоит быть начеку - не хватать каждую ветку и лезть фотографироваться в любой куст. Так, например, прямо над скамейкой в парке растет прекрасный ягодный тис, чья хвоя, древесина и побеги ядовиты. Кстати, из его древесины часто делают сувениры, так что стоит с осторожностью относиться к таким вещам.

После прогулки мы пообедали в очаровательном ресторане "Кот в матроске" (проспект Нахимова, 5). Без сомнения советую это место. Полное соответствие цены и качества. Тематически выдержанный интерьер с учетом деталей: от изображений котиков на стенах до следов лапок на полу.

После мы отправились в Балаклаву.

Балаклава. Золотая балка

В Балаклаве мы провели времени меньше, чем хотелось бы. Но успели взглянуть одним глазком для общего представления. Сперва было посещение завода игристых вин "Золотая балка" с последующей дегустацией. Этот пункт я бы тоже отметила как must see. Летом на огромной территории проводится множество интересных активностей. Тут есть все - экскурсии на виноградники, пикники, фотосессии, квесты и др. 4-5 августа будет фестиваль шампанского #ZbFest с участием таких звезд как Scooter, Ленинград и другие. Также еще есть Wine Fest (фестиваль молодого винограда). Моя маленькая мечта - попробовать давить виноград ногами, как это делали раньше. Здесь можно принять участие в подобном развлечении.

Прекрасная дегустация, во время которой я поменяла мнение относительно отечественных вин. Мой организм очень чутко реагирует на некачественный алкоголь, поэтому с чистой совестью заявляю - "Золотая балка" прошла мой личный конкурс качества :) Это был очень уютный и приятный момент дня: вкусное вино в беседке на крыше агродомика, вид на туманную балаклавскую долину, чистый воздух с ароматом хвои.

Далее путь лежал в Балаклавскую бухту. Множество лодок, сотни медуз у берега, парящие над водой чайки. Поднявшись выше, вид слегка напомнил мне Бока-Которскую бухту в Черногории. Конечно размах намного меньше, но со своей особой атмосферой и настроением.

Форос

Потрясающая картина открывается около Форосской церкви. Здесь была остановка по дороге в Ялту. Гора Форос, у ее подножия отколовшиеся гигантские глыбы и будто застывшая гладь моря. Тихо, спокойно, величественно.

Поужинав в ресторане "Елена", откуда можно наблюдать "Ласточкино гнездо", вечером мы приехали в Ялту  и заселились в отель "Бристоль" (чисто, быстрый Wi-Fi в номерах, два шага до набережной, хороший завтраки).

Из Ялты в Бахчисарай. Гора Кошка. Чуфут-Хале. Ханский дворец

Следующий день был с еще более плотным графиком. Сначала мы заехали к водопаду "Учан-Су". Он считается самым высоким в Крыму. Но есть важный момент. Пик его активности приходится на апрель, когда тает снег. Летом он сухой. Нам повезло увидеть хоть какую-то его активность. Зимой водопад замерзает, его струи превращаются в сосульки. Вот на это когда-нибудь мне хочется посмотреть еще сильнее.

На полуострове очень много гор, по своей форме напоминающих животных. Так мы заехали на одну из них - гору Кошка. В переводе с татарского означает «Парная скала» ("кош-кая"). С нее также открывается очень красивый вид на море и окрестности. С высоты мы даже увидели дельфинов, заплывших в бухту. Жаль, телевика при мне не имелось. Но все равно, я радовалась как ребенок.

У берега можно было наблюдать всеми любимую "мальдивскую" лазурь.

Еще одна короткая остановка на ферме "Чудо-ослик", где можно было немного пообщаться с местными обитателями и угостить их вкусностями, купленными тут же. Ослики и овцы - совсем не дураки и знают толк в том, как выпрашивать еду, стуча по ограждениям.

Обед у нас был в ресторане татарской кухни "Эфсане". Так как я нахожусь на лечебной диете, ела аккуратно. Было вкусно, но все-таки татарская кухня - не самая легкая для "гастритиков". Учитывайте этот момент перед походом ;)

Итак. Вот он! Долгожданный подъем на современных джипах-вездеходах на Чуфут-Кале. Водители ехали аккуратно, но наш решил развлечь и один раз объехал препятствие на двух колесах, фактически на боку машины. Уф! Это было страшно и круто одновременно! Также когда проезжали по самому краю у обрыва. У нас была небольшая остановка на смотровой с видом на Тепе Кармен. Здесь я первый раз ахнула. Грандиозные раскинувшиеся леса и горы. И ты стоишь на краю гигантской скалы.

Еще пара минут, и вот мы поднялись на самый вверх. Это нечто! Моя самая любимая панорама Крыма из тех, где мы побывали. Я хотела бы провести здесь час, чтобы насладиться сполна этим простором и масштабностью. Просто вау! Если кто-то сомневается - стоит ли подниматься к Чуфут-Кале - однозначно, да! В долине гуляет очень сильный ветер. Сказали, что потоки могут утянуть вниз, если подойти очень близко. Даже меня это убедило и отсюда не будет фотографий ног над пропастью :) Ветер и правда был сильный.

Сам "воздушный город" также впечатляет. Древнейшие постройки и колея на главной дороге - запали мне в душу.

Ай-Петри

К великой печали, но на Ай-Петри у нас также было крайне мало времени. Поэтому надеюсь, наверстать упущенное в свою следующую поездку. Знаменитые зубцы мы увидели лишь издалека, с фуникулерной станции. Кстати, прогуляться по подвесным мостам можно только летом, в другое время года они закрыты. Если вы приедете на Ай-Петри и у вас будет в запасе целый день обязательно:

1. Подняться на гору на фуникулере. Вы словно будете парить над всей этой красотой. Восторг и эмоции обеспечены.

2. Будьте готовы, что Ай-Петри - самое холодное и ветреное место Крыма. Температура здесь всегда на 5-10 градусов ниже. Захватите с собой свитер.

3. Насладиться прогулкой по плато.

4. Посетить пещеры: Геофизическая, Трехглазка (Ледовая или Воронцовская) и Ялтинская. Эти пещеры имеют карстовое происхождение и расположены на глубине около 30 метров. В пещерах сохранились образования сталактитов и сталагмитов, причем в Геофизической один из самых больших сталактитов - 6-метровый, а в Трехглазке - ледяные сталактиты.К посещению особенно рекомендуют именно Трехглазку.

5. Встретить рассвет (ну или закат) на зубцах

Зато нам повезло сделать остановку возле Серебряной беседки и вновь насладиться пейзажами на море, горы и вековые сосны. Высота над уровнем моря 865 метров. Такое название она получила из-за покрывающего ее инея с поздней осени до ранней весны.

Добраться до беседки проще всего с Ялты, двигаясь по Бахчисарайскому шоссе в сторону вершины горы Ай-Петри. На пути следования таких мест всего два: водопад Учан-Су и Серебряная Беседка. Если вы выберете этот путь, будьте готовы к большому серпантину.

Вилла Елена

После была небольшая экскурсия по Вилле Елена. Это один из лучших 5-звездочных отелей России и Европы. Больше всего меня восхитило его роскошное аристократичное убранство без чрезмерной помпезности. Здесь не найти тонны лепнины и позолоты, зато есть история, элегантность, своя художественная галерея и до сих пор работающий первый в городе лифт (а гостиница, на секундочку, построена в 1912 году), бассейн и рестораны. Также присутствует гастрономическая мастерская Богдана Паринова, где проходят кулинарные мастер-классы. Нам устроили потрясающую дегустацию сыра и вина. Мой фаворит - козий сыр с лавандой. Кстати, насладиться видом можно, придя выпить кофе (чай). Впрочем больше информации можно найти на их сайте villaelenahotel.ru . От себя могу сказать, что я бы хотела провести здесь пару шикарных дней в следующий раз :)

Массандра

Массандра забрала мое сердце. Очень интересная экскурсия с последующей... да, снова дегустацией :) История Массандры от ее основания до времен Второй Мировой войны и наших дней, рассказанная в этих подвалах, трогает до глубины до души. Нас провели в хранилище с вековыми винами, где не дай бог коснуться бутылки. Они покрыты вековой пылью и именно ею мерится их ценность. Дегустация состоит из 9 видов вин и портвейнов. В основном это сладкие, крепкие и десертные.

Попробовали любимое вино Николая II, которое он носил в левом сапоге. А именно, портвейн красный "Ливадия" с вишневым вкусом. Мне понравился как раз этот экземпляр и отмечу еще:

- «Седьмое небо князя Голицына». Создано князем Голицыным еще в 1880 году, вино «Седьмое небо князя Голицына» было воссоздано виноделами «Массандры» в 1996 году. Мягкий вкус, в послевкусии оттенки айвового варенья. Десертное белое.

- Кагор «Южнобережный». Букет сложный, с тонами сливок и черной смородины. С возрастом в букете появляются тона кофе и шоколада.

- Мускат белый «Красного Камня». Признан лучшим вином мира. Вырабатывается с 1944 года из винограда сорта Мускат белый, выращиваемого на плантациях вокруг скалы Красный Камень, которая и дала название вину. Оригинальный, изысканный букет насыщен ароматами мускатных ягод с медовыми тонами цветов, трав альпийских лугов, чайной розы и апельсиновой корочки.

Никитский ботанический сад

Для поклонников флоры есть прекрасный ботанический сад в поселке Никита. Мы застали цветение ирисов, остаточное цветение глицинии. Розы только начали распускаться. Что здесь сказать? Нужно смотреть и вдыхать ароматы :)

Никитские скалы и ужин на пляже

Это незапланированный, но оставивший впечатление, момент в нашем маршруте. По пути в Ялту из Никиты наш водитель Григорий сделал вот такую остановку. Здесь есть множество трасс для тренировок скалолазанию.

• Как добраться своим ходом от Ялты: на автобусе или троллейбусе Симферополь-Алушта-Ялта доехать до посёлка Никита, остановка "Школа". Двигаясь по шоссе в сторону Ялты, свернуть направо по тропинке возле таблички заповедника.

Вечер закончился тихо и спокойно в кафе "Van Gogh" на Массандровском пляже в Ялте. Я как поклонница Ван Гога была в восторге. Из блюд понравились лимонад, мезе из закусок и ставрида.

Генуэзская крепость, Судак, Новый свет, Карадаг

Последний день был, пожалуй, самым насыщенным из всех. Ранний подъем, завтрак с собой и мчим в Судак. Наш путь прошел через нижнюю дорогу от Алушты до Судака. И не зря говорят, что она одна из самых красивых. Здесь я даже попросилась, пересесть на переднее сидение, чтобы делать любимые кадры во время поездки. Кстати, по дороге можно сделать остановку возле Храма-маяка. Зайти внутрь и выпить вкусный кофе и перекусить в Meat Point.

Величественная Генуэзская крепость Судака видна практически из любой точки в городе. От нее так и веет средневековьем. Кстати, каждый год здесь на фестивале устраиваются рыцарские турниры. На территории крепости снималось и до сих пор снимается множество фильмов. Действительно увлекательную экскурсию здесь и в Новом Свете нам провел местный журналист Александр Кирияк. Отдельное спасибо ему за личные истории, связанные с этими местами. Они прекрасно разбавляли исторические факты.

Новый Свет. Тропа Голицына. Мыс Капчик

Еще одно место, на которое нужно выделять минимум 2-3 часа.
Удивительно красивые пляжи (в том числе Царский пляж), палящее солнце, катера, рассекающие синюю морскую гладь, гроты, сквозные проходы в скалах, тропы, можжевельниковая роща, мыс... Здесь безумно красиво! Хочется снимать каждый угол. Поэтому я снова просто покажу картинки :)

• Обязательна удобная обувь с плотной и не скользкой подошвой и головной убор. Думаю, именно здесь у нас у всех сгорели носы :)

Коктебель. Карадаг

Прекрасная прогулка на катере около потухшего вулкана Карадаг надолго в моей памяти. Это было прекрасное завершение нашего путешествия. Море, солнце, возвышающиеся скалы наподобие исландских, вино. Иногда к катерам подплывают дельфины. Нам так сильно не повезло, но вероятность таких гостей очень большая. За прогулку большое спасибо гиду Ивану Коваленко (@krimogid в Instagram). После мы вкусно пообедали в ресторане "Зодиак" на побережье. Здесь я влюбилась в рыбу барабулька и поняла, что именно она - мой фаворит среди остальных местных деликатесов. Это рыбешка, размером с ладонь, подается в жаренном виде.

Я действительно, с удовольствием вернусь в Крым. Первое знакомство с ним для меня стало приятной неожиданностью. Но сделаю упор на закаты и рассветы. Хочется увидеть лавандовые поля, знаменитые закаты при штормовом море, маяк Тарханкут и испытать адреналин на подвесных мостах Ай-Петри.
Спасибо всей нашей дружной компании, всем организаторам этого путешествия и гостеприимству Крымской стороны ♥